+7 (903) 537-62-00
info@haccpservice.ru
Центр систем менеджмента
качества и безопасности
пищевых продуктов

ХАССП СЕРВИС


О КОМПАНИИ
К ЧИТАТЕЛЯМ
КОНФЕРЕНЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНФОРМАЦИЯ О СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ОТЗЫВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ

Краткая презентация систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции (ISO 9001, ISO 22000, HACCP)

Что такое система?


Система (цитата из БСЭ)
(от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство

 

Системы качества: краткая характеристика

ИСО 9001 ИСО 22 000 ХАССП
Система менеджмента качества: устанавливает правила управления предприятием с точки зрения качества. Не зависит от продукции и жёстко не привязана к ней Система менеджмента безопасности продукции: устанавливает требования по управлению безопасностью конкретной продукции на конкретном предприятии Система безопасности продукции: устанавливает требования к производству безопасной продукции на конкретном предприятии. Позволяет выявить критические точки и снижать опасности в них

Взаимосвязь систем качества

Все системы качества имеют общие моменты:
• Определение границ разработки системы качества;
• Назначение ответственного лица (группы лиц) за разработку системы;
• Чёткое определение требований к продукции;
• Определение требований к условиям производства этой продукции;
• Проведение проверок того, как система работает (аудиты);
• АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ГЕН. ДИРЕКТОРА в деятельности этой системы
 

 

ИСО 22 000: сходства

ИСО 9001:22 000 ХАССП
• Структура стандарта ИСО 22 000
максимально приближена к ИСО
9001
• Статус международного
стандарта
• Большой акцент на обмене
информацией внутри
организации, а также с
потребителями и поставщиками
• Имеет общую терминологию
• Требования к постоянному
улучшению системы 
• Обеспечивает безопасность
продукции
• Требует групповой работы
• ИСО 22 000 включает в себя
все требования ХАССП
• Распространяется только на
управление безопасностью
продукции
• Акцент на предупреждение
опасностей в контрольных точках
и их постоянный контроль

ИСО 22 000: отличия

ИСО 9001:22 000 ХАССП
• Требования ИСО 22 000 относятся
не ко всем аспектам управления
качеством (только безопасность)
• ИСО 22 000 применимо только к
предприятиям участвующим в
цепочке создания пищевой продукции
• ИСО 22 000 содержит
специфические требования к
продукции и производству 
• ИСО 22 000 содержит новый
раздел: мероприятия по управлению
•ИСО 22 000 содержит 5 новых требований в других разделах:
- обмен информацией;
- готовность к чрезвычайным
ситуациям;
- анализ со стороны руководства,
- составление пооперационных
программ обязат. мероприятий;
- постоянное улучшение системы
• ИСО 22 000 является единым
международным стандартом

Преимущества ИСО 22 000

  • Позволяет более эффективно управлять безопасностью продукции;
  • Является первым международным стандартом по безопасности пищевой продукции;
  • Требует не больших дополнительных ресурсов (основана на ХАССП);
  • Улучшает процессы обмена информацией (отдельное требование стандарта ИСО 22 000, п.5.6)
  • Повышает «добавленную стоимость» продукции, за счёт повышения доверия к ней потребителя.


СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО

1) Затраты на подтверждение соответствия:

а.   затраты на проведение лабораторных исследований продукции (в т.ч. внешних) и санитарного состояния производства;
Ь.  затраты на добровольную сертификацию продукции, декларацию соответствия
и/или страхование рисков; с.   затраты на сертификацию системы качества.

2) Затраты на брак:

а. затраты на брак сырья и материалов при входном контроле (в т.ч. затраты из-за срыва сроков и объёмов производства по этой причине);
Ь. затраты на не исправимый брак (стоимость сырья и материалов; стоимость процесса производства; затраты на утилизацию брака);
с. затраты на переработку или снижение сортности исправимого брака (стоимость дополнительных сырья и материалов; стоимость технологического процесса производства; потери в процессе производства);
d. сокращение объёмов производства за счёт дополнительной загрузки производственных мощностей и повышение себестоимости продукции;
е. затраты при выпуске некачественной продукции на рынок (затраты на повторные исследования, затраты на отзыв/возврат некачественной продукции, компенсации пострадавшим покупателям, затраты на исправление или утилизацию бракованной продукции, ухудшение имиджа компании на рынке).

3) Затраты на персонал обычно около 10-20 % фонда оплаты труда (ФОТ) в зависимости от сложности и размера производства.
4) Затраты на оборудование и модернизацию производства (покупка дополнительного оборудования и средств контроля, капитальные затраты на улучшение состояния производства: например: замена дверей, окон, напольного покрытия и т.п.).
Показатели экономической эффективности ХАССП.
Суть системы ХАССП состоит в выявлении критически опасных точек в производстве и построении системы контроля в этих точках. Благодаря тому, что контроль и необходимые изменения в данном случае проводятся локально (точечно), экономические затраты зачастую равны только затратам на оплату труда (обычно 1-2 дополнительных сотрудника) и затратам на сертификацию, которые для среднего предприятия (150-200 чел) составляют около 10-15 тыс. $.
Несмотря на дополнительные расходы, связанные с построением и сертификацией системы качества, внедрение системы ХАССП является экономически эффективным, т.к. позволяет сократить все основные категории затрат на качество:
1) Затраты на подтверждение соответствия сокращаются за счёт:
а. сокращения количества лабораторных исследований (при более жёстком контроле технологического процесса можно уменьшить количество проб);
Ь. при наличии сертифицированной системы качества компания имеет право требовать выдачу сертификата соответствия на максимальный срок, а в случае необходимости страхования рисков производителя перед потребителем продукции, компания может добиться минимальных ставок страхования;
с. аудиты системы качества засчитываются контролирующими органами как аудиты производства, тем самым, уменьшается количество посещений производства сотрудниками СЭС и уменьшается риск злоупотреблений этим контролирующим органом.
2) Благодаря ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ситуаций, при которых продукция может
испортиться:
а. количество брака на всех этапах жизненного цикла продукции (от поставщика до потребителя) существенно снижается, все затраты связанные с браком уменьшаются (обычно, затраты, связанные с браком, составляют значительную или даже основную часть затрат на качество);
Ь. объём производства увеличивается, за счёт более рационального использования производственных мощностей, снижается себестоимость и повышается конкурентоспособность продукции;
с. в случае спорных ситуаций с потребителями/клиентами сертифицированная система качества (ХАССП) позволяет предоставить объективные доказательства (документы), подтверждающие соответствие выпущенной продукции нормативным требованиям и даёт возможность урегулировать конфликт до судебного разбирательства.
3) Повышение стабильности производственного процесса и безопасности продукции позволяет сократить количество лабораторных исследований, даёт возможность компании оптимизировать персонал или увеличить объёмы производства, без привлечения дополнительного персонала.
4) Благодаря тому, что разработкой системы ХАССП занимаются сами сотрудники предприятия - группа ХАССП, эта группа может определять самые экономически эффективные процедуры контроля, которые обычно НЕ ТРЕБУЮТ существенных капитальных затрат.
5) Повышение безопасности, стабильности и качества продукции ведёт также к повышению лояльности потребителей и приводит к росту и стабилизации спроса на продукцию. Ещё одним важным экономическим эффектом является возможность экспорта продукции, сертифицированной по ХАССП в страны Евросоюза и США (это минимальное требование, необходимое для экспорта в вышеуказанные страны).

ВЫВОД

Вышеперечисленные преимущества от внедрения ХАССП позволяют любой компании сократить издержки и потери при производстве продукции, снизить себестоимость, увеличить рентабельность и чистую прибыль уже в течение первого года после разработки и сертификации системы ХАССП. Но степень улучшения экономических показателей зависит от заинтересованности и поддержки Руководства предприятия, внедряющего систему ХАССП, а также от компетентности персонала, занимающегося внедрением данной системы.

 

© Центр систем менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов