+7 (903) 537-62-00
info@haccpservice.ru
Центр систем менеджмента
качества и безопасности
пищевых продуктов

ХАССП СЕРВИС


О КОМПАНИИ
К ЧИТАТЕЛЯМ
КОНФЕРЕНЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ИНФОРМАЦИЯ О СИСТЕМАХ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
ОТЗЫВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
ПУБЛИКАЦИИ
  • Обеспечение безопасности продуктов -
                                                    наша профессия!
  • Обеспечение качества продуктов -
                                                    наша профессия!

К читателям

Современные требования пищевого законодательства, практика работы пищевых предприятий и предприятий оптово-розничной торговли не позволяет иметь ДОСТАТОЧНОЙ уверенности в качестве и безопасности пищевой продукции, реализуемой населению. Вот несколько основных проблем:

  1. Декларирование (вместо обязательной сертификации) соответствия продукции, наряду с низкой культурой производства на большинстве пищевых предприятий, сильно повышает риск попадания в розничную сеть опасной пищевой продукции.
  2. Требования законодательства сосредоточены в настоящее время на контроле качества конечной продукции, а не на обеспечении качества и безопасности в процессе производства продукции. Контроль же готовой продукции, ВСЕГДА носит выборочный характер и не даёт уверенности в безопасности каждой единицы пищевой продукции (например: единичные случаи попадания стекла или металла в продукцию, практически не могут быть выявлены при контроле готовой партии продукции).
  3. Правилами ветеринарно-санитарной экспертизы мяса ДОПУСКАЕТСЯ использование мяса больных животных (в т.ч. инфекционными болезнями, общими для человека и животных) для производства пищевых продуктов, подвергающихся в процессе производства высокотемпературной обработке (мясные консервы, мясные хлебы и т.п.). Несоблюдение температурных режимов обработки такого мяса на протяжении ВСЕГО технологического процесса создаёт риск заражения потребителей.
  4. Отсутствие системы контроля пищевых продуктов на всех стадиях их жизненного цикла (производство, хранение, транспортирование, реализация), «размывает» ответственность за реализацию опасной продукции между производителем, перевозчиком, оптовыми покупателями/складами и розничной продажей. Сказать на каком этапе продукт СТАЛ опасным, часто невозможно.
  5. Функции контроля за безопасностью пищевой продукции разделены между несколькими федеральными органами (см. ФЗ №29 ст. 13), что «размывает» границы ответственности за безопасность реализуемой населению продукции.
  6. Не полностью выполняются требования Федерального закона №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», например:

-  (ст. 17 п.1) необходимость разработки и внедрения систем качества производителями пищевой продукции;

-  (ст. 17. п.8) ответственность производителей за разработку механизмов возврата опасной пищевой продукции из розничной сети. (Такие процедуры есть у считанных предприятий. На большинстве пищевых предприятий продукцию можно идентифицировать только до даты производства, а не до конкретной партии продукции. Это делает невозможным отзыв конкретной партии продукции);

-  (ст.17 п.З) при изготовлении продуктом ;имскою и диетического питания производители, как правило, не отслеживают, использовались ли пищевые добавки, стимуляторы роста, агрохимикаты и т.п. при выращивании животных, от которых получено данное сырьё;

-  (ст.23 п.2) запрет на работу лицам, с подозрением на инфекционные заболевания, а также контактировавшим с инфекционными больными, обычно, носит формальный характер и не соблюдается на большинстве пищевых предприятий. Это может приводить к распространению инфекционных заболеваний через пищевые продукты.

Вывод:

Для повышения пищевой безопасности населения, необходимо:

1. Принять технические регламенты о безопасности пищевых продуктов;

1. Разработать механизм реализации их выполнения;

3. Повысить уровень административной и уголовной ответственности всем участникам цепочки "от поля до прилавка" (выращивание, производство, транспортировка и реализация);

4. Провести анализ существующей ситуации и разработать комплексную программу повышения пищевой безопасности, в соответствии с рекомендациями ВОЗ.

© Центр систем менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов